ПОЭМА ОБ ИНТЕРНАТЕ

Олег ГОЛЬТЯЕВ, Евгений ТЫРТЫШНИКОВ, Сергей ЧЕРНЫЙ

ПОЭМА ОБ ИНТЕРНАТЕ

1.
В Москве есть много разных заведений:
«Москва» в Москве, Ордынка и «Арбат»,
Но нет, конечно, никаких сомнений,
Что все пути приводят в интернат.

Идут года, шумят года,
Стремится в небо наш забор,
И вновь приносят поезда
Сюда очередной набор.

Забор становится изысканней и строже,
Сюда придешь - не повернешь назад,
И я скажу, будь на год я моложе,
То поступил бы снова в интернат.

Сюда безусые юнцы
Приходят книги штурмовать,
Как в поле малые агнцы
Здесь начинают оживать.

2.
Вот на скрипучую кровать
Ложится новобранец спать,
И первый интернатский сон,
Неопытный, вкушает он.

Бывает, спишь, мечтой охваченный,
И видишь ты в палящем сне
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

Но вдруг ты слышишь звучный глас,
И чья-то узкая рука
Включает свет у потолка
И безвозвратно будит вас.

Так ранней утренней порою
Бывают дни, бывает час,
Зимою, осенью, весною,
Когда дежурный будит вас.



Ведь интернатовские будни
Суровей, чем полярный снег.
Как беспощадны эти люди,
Что рушат сны из грез и нег!

3.
Чем меньше мы зарядку любим,
Тем легче нравимся мы ей,
И тем верней она нас губит,
Чем больше говорят о ней.

И не уйдешь ты от порядка,
Живи еще сто тысяч лет,
Все та же по утрам зарядка,
Все тот же сумрачный рассвет.

4.
Бывает, в светлом лекционном зале
Часы над дивной книгой коротаешь,
И погружен в заоблачные дали,
В которых звезды ты с небес хватаешь.

И узнаешь ты таинства любви
Посредством книг Золя и Мопассана,
И зажигается огонь в крови
Звездой, горящей в зареве тумана.

Ты спишь и думаешь: "Начальство спит!.."
О, ты не прав! О, трижды ты не прав!
Рукою узкой уведен Золя,
И укрощен твой дерзновенный нрав.

Все тот же стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне...
Вернешься ль ты, Золя утраченный,
Из сейфа завуча ко мне?

5.
Привычный запах аммиака,
Знакомый звук, знакомый крик,
Невиноватый ученик
Печально у доски поник.
Увы, ни черточки, ни знака
В движеньях преданных друзей
Никак, никак не различит,
И, взгляд потупивши, молчит.
И он судьбе не рад своей,
Поддержки ищет у народа.
Запомнит он на много дней
Присказку химии своей:
"Ангидрид твою перекись водорода!"

6.
Бывает, на шестом уроке
Сидишь ты в предвкушеньи бед,
Потом безумье, сила рока
Тебя толкают на обед.

Как в море ураган ликует
И пенится, меняя цвет,
Так в полдень интернат бушует,
На скудный торопясь обед.

И разноперая толпа
По лестнице непрочной мчится,
И чья-то грузная стопа
Скользит, рискуя оступиться.

И, бешено прорвясь меж пьяными
От запаха борща, котлет,
Раздвинув грудью туши рьяные,
Явился молодой атлет.

Но хитроумный воспитатель
Его сумел укоротить:
"Не проведешь меня, приятель,
Тебе придется своротить."

Быть может, ты, к несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Оставишь что-то для меня,
Прорвавшись в зал сквозь это море
В экстазе бьющихся голов,
Как стадо молодых волов.

7.
И вот ты сыт, приходишь в класс.
Ты пригвожден к массивной парте,
Читаешь Чехова рассказ
И водишь пальцем ты по карте.

Ты мудрости плоды жуешь,
Листая ветхие страницы,
Такую бездну познаешь,
Что в силах повторить крупицы!

Ты пригвожден к массивной парте,
Грызешь науку ты давно,
И хочется мечтать о марте,
О вечере в "Бородино"...

Как хочется пойти в кино,
Увы, я не был там давно!

По вечерам над интернатами
Прозрачный воздух дик и глух.
И правит резвыми ребятами
Поэзии и джаза дух.
Когда же лекции бытсектор
Проводит, то честной народ
На огромадный сносит вектор
От интернатовских ворот.

8.
Упоительно лечь в поздний час,
Упоительно веки сомкнуть,
За дверями журчит унитаз,
Не дает до полночи заснуть!

И в большую оконную щель
Веет влагой ночной - я дрожу.
Где-то скрипнула хриплая дверь,
Ходят призраки по этажу.

От проверки в ночи не уйдешь,
В лапы к ней ты всегда попадешь!

9.
Что ж, пора прекратить это дело,
По ночам в коридорах гулять,
Чтоб хранилося в свежести тело,
Надо с "полной отдачею" спать.

Сны ночные уходят с ночами,
Загорается утро-звезда,
И опять все сначала, сначала,
Как всегда, как всегда, как всегда.

1971

Комментарии и пояснения.

«Поэма об интернате» была впервые прочитана 11 декабря 1971 года на вечере встречи выпускников интерната, проводившемся в ДК МГУ. На этом вечере присутствовали академики А.Н. Колмогоров, А.П. Александров, И.Г. Петровский (ректор МГУ).

1.
Упоминающиеся в тексте названия «Москва», «Арбат», «Бородино» - названия московских ресторанов.
В 1971 году происходило строительство огромного (как нам казалось) бетонного забора, которое закончилось в 1972 году. Ранее территория интерната не была огорожена вообще. В настоящее время, кроме забора, уже построен контрольно-пропускной пункт.

3.
В первые дни жизни в интернате нас пытались выводить на утреннюю зарядку, но вскоре эти попытки закончились. Однако некоторые ученики продолжали по утрам бегать и даже обтираться снегом по собственной инициативе.

4. 
На поточных лекциях некоторые ученики занимались своими делами и не слушали преподавателя. Наш завуч, учитель истории и парторг школы, Нина Павловна Славинская, совершала регулярные набеги на лекционный зал, заходя с тыла, и отбирала посторонние книги.

5.
"Ангидрид твою перекись водорода!" – любимая приговорка училки по химии Марины Сергеевны Веденеевой. После ее уроков осталось устойчивое отвращение к этому предмету.

6.
После окончания последнего урока весь класс срывался с места и бежал в столовую на обед. В случае промедления, можно было оказаться в конце длинной очереди, так как к обеду собирались одновременно все классы. По грохоту на лестнице можно было определить, какой класс, и с какого этажа бежит. Очередью управляли воспитатели.

7.
«Бытсектором» называли завуча по хозяйственной части, учителя географии Петра Семеновича Чулкова. По поводу его привычки вытягивать шею, среди учеников ходила шутка, что все люди произошли от обезьяны, а Петр Семенович от гуся.